"...Велике християнське свято Різдва Христового – це все ж таки день неоднозначних, подвійних почуттів. З одного боку ми безмежно радіємо тому, що Сам Бог втілився та прийняв на Себе людське єство заради спасіння кожного з нас. З іншого ж боку, ми усвідомлюємо, що подальший життєвий шлях Новонародженого Богонемовляти був сповнений нерозуміння, образ, гонінь, зради та в решті решт привів Його на Голгофу...".
"...Господь Бог устами великого пророка Исайи говорит: «Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:23). Т. е. те судебные дела, которые касаются защиты нужд обездоленных людей, представителей самой незащищённой социальной группы – вдов и сирот, не являются приоритетом для судей и отнюдь не привлекают их внимания. Почему? Ответ прост: потому что с представителей этой социальной категории людей попросту нечего взять...".
"...Завжди варто пам’ятати про те, що у найскладнішій життєвій ситуації, навіть у такій, у котрій опинився Іаір, тільки тоді людина зможе стати причасником чудес та милосердя Божого, коли вона, незважаючи на свої удавані чи навіть реальні заслуги та досягнення в суспільстві, все ж таки зможе знайти в собі моральні сили, подолати в собі острах перед суспільною думкою, смиренно приклонити коліна перед Богом та від усього серця попросити Його про допомогу. І така щира молитва від усієї душі та серця, звичайно ж, ніколи не залишиться непочутою та невиконаною...".
"...Ни при каких обстоятельствах не стоит пытаться вынести окончательный вердикт о причинах того или иного скорбного явления в жизни ближнего. Мы лишь мельком, беглым и поверхностным взглядом касаемся жизней тех людей, которые встречаются нам на нашем жизненном пути. Мы видим лишь вершину айсберга, 90% которого сокрыты от нашего взора...".
"...Человек, который реально ощутил, что Бог изымает его из мирской суеты и стихий мира сего, который опытно пережил Божий призыв в своей душе и откликнулся на этот призыв всем своим естеством, может внешне ничем не отличаться от своих друзей, коллег, родственников и соседей. Но глубокое внутреннее перерождение, некогда совершившееся с ним, уже никогда не оставит человека таким, каким он был до этого. Потому что отныне он – призванное и усыновлённое дитя Божье, отныне он – приобщён к вечности, ещё находясь в теле, отныне он – гражданин Небесного Царства, странствующий в этой временной жизни и тоскующий по истинному Отеческому Дому...".
"...Воспоминание этого важного эпизода из жизни пророка Ильи должно иметь для таких горделиво настроенных людей отрезвляющий эффект «холодного душа». Пророк Илья искренне верил, что он – единственный оставшийся праведник, последний истинный поклонник Единого Истинного Бога. Но горький урок, преподнесённый ему Всевышним, заключался в том, что Тот Самый Господь Бог буквально оглушил его абсолютно неожиданной новостью о наличии неведомых пророку Илье целых семи тысяч не менее праведных и благочестивых людей, чем он сам, которые проявили не меньшую стойкость, принципиальность и бескомпромиссность, чем великий Божий пророк...".
"...В этот момент Своей земной жизни Спаситель как никогда прежде имел полное право на элементарный эмоциональный и физический отдых, но Он не отмахивается и не увиливает от пришедших к Нему людей, не возмущается, не говорит, что они Ему мешают или попросту наскучили, не оправдывается тем, что Он занят более важными делами. Он без каких-либо колебаний превозмогает Своё скорбное душевное состояние и Своё стремление к уединению, и вновь отдаёт всего Себя на служение людям...".
"...Почему бы нам сегодня, кроме всех этих внешних атрибутов праздника, не наполнить этот день вдумчивым чтением Священного Писания, повествующего о выходе Спасителя на проповедь, и молитвенным размышлением над земной жизнью Христа? Почему бы нам сегодня не подумать о том, насколько удалось нам сохранить тот дар, тот залог благодати Божьей, который каждый из нас получил в Таинстве Крещения? Почему бы нам сегодня, перед судом собственной совести, не дать себе честного ответа на вопрос о том, прославляем ли мы Бога, считая себя верующими и называя себя Его детьми, или же из-за нас и нашего поведения, как писал апостол Павел, «имя Божье хулится у язычников» (Рим. 2:24)?..."
"...При всём своём очевидном личном аскетизме Иоанн Креститель был также чрезвычайно требовательным и к окружающим его людям. Он призывал их радикально изменить свою жизнь и, что самое важное, он действительно имел на это моральное право.
...Иоанн Креститель искренне верил в то, что он проповедовал, и, главное, вёл жизнь, соответствующую тому, что он требовал от других людей. И именно в этом заключается его подлинное духовное величие..."
"...Основной парадокс сегодняшнего евангельского чтения заключается в том, что Рождённый Богомладенец, это маленькое безобидное Дитя, с первых часов Своей земной жизни уже вызывает опасения и страх у могущественнейшего человека – у самого царя Ирода, который услышал, что в Вифлееме родился Царь Иудейский. А если где-то родился подлинный Царь, то из этого автоматически следует, что Ирод – самозванец. Именно поэтому он отдаёт ужасающий указ, от которого буквально стынет кровь в жилах, – убить всех младенцев в этом городе, возраст которых от 2-х лет и младше..."
"...Новый год – это прекрасный повод сделать небольшую паузу в хаосе нашей современной жизни и подумать о той грядущей реальности, когда «времени уже не будет» (Откр. 10:6) и когда «будет Бог всё во всём» (1 Кор. 15:28). Новый год – это событие, которое обязательно должно напомнить нам, что за этот год мы стали на один год ближе к вечности и к тому моменту, когда каждый из нас даст отчёт о том, как он распорядился величайшим из всех возможных даров Божьих – своей земной жизнью. И понимание этого важнейшего факта обязательно придаст празднику Нового года необычайную серьёзность, глубочайший смысл и наполнит его высшей идеей...".
"...Храм – это место, которое особенно выделено из нашей обыденной и суетной жизни. ...Это место обретения душевного умиротворения и покоя, место, за порогом которого мы оставляем все наши суетные житейские попечения, место, где мы реально, собственным опытом переживаем общение с Богом. И этот опыт богообщения нельзя ни с чем сравнить, этот опыт с огромным трудом можно описать человеческим языком, и уж совершенно точно, что его нельзя ничем заменить...".
Чьим именем изгоняют бесов? Христос говорит: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17). ...Во имя кого мы осуществляем любую нашу деятельность? 3-я глава Послания к Колоссянам даёт однозначный ответ на этот вопрос: «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол. 3:17). ...Перед чьим именем должны покланяться и видимый и невидимый миры? Послание апостола Павла к Филиппийцам раз и навсегда исчерпывающим образом проясняет этот вопрос: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2:9–10).
Если мы действительно считаем себя христианами, то мы призваны к тому, чтобы постоянно исследовать крепость своей веры. Если мы действительно дети Божьи, то мы обязаны постоянно испытывать самих себя на предмет того, не произошла ли в глубине нашей души измена Богу, не прервалась ли наша внутренняя молитвенная связь с Ним, не иссякла ли наша убеждённость в Его бытии, и не испарилось ли незаметно для нас самих наше доверие к Богу как к нашему Небесному Отцу.