Проповедь в Неделю перед Богоявлением

"Иоанн Креститель", Эль Греко
"Иоанн Креститель", Эль Греко

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня мы находимся в преддверии, в состоянии предощущения великого христианского праздника Крещения Господня, когда все верующие люди вспоминают евангельский эпизод, в котором описано, как наш Господь и Спаситель Иисус Христос принял крещение от рук св. Иоанна Крестителя в водах р. Иордан, и тем самым положил начало Своему общественному служению.

Только что мы слышали первые 8 стихов Евангелия от Марка, в которых описывается деятельность того, кто своей проповедью подготавливал израильский народ к тому, что уже в ближайшее время Бог Израилев посетит Свой народ. Но для достойного принятия Мессии, согласно проповеди Крестителя, люди должны были искренне и от всей души покаяться в своих грехах и, как сказано в Писании, утвердить свои стопы в слове Божьем (см. Пс. 118:133).

И сегодня мы поговорим о той личности, к которой приковывает наше внимание сегодняшнее Евангелие – об Иоанне Крестителе (или Предтече), и ещё раз вспомним о том, кем был этот выдающийся праведник Божий и величайший представитель многочисленной плеяды Божьих пророков.

Прежде всего, нужно сказать, что Иоанн Креститель был современником Иисуса Христа, и был старше Спасителя на полгода. По сути, Иоанн является последним из пророков, предвозвещавших пришествие Христа, и неким мостом, соединяющим в себе Ветхий и Новый Заветы. Главная роль Иоанна Крестителя в Священной Истории заключалась в том, что он, по сути, являлся глашатаем, возвещающим скорое прибытие Мессии, – Того, Кого в течение вот уже многих столетий израильский народ ждал с нетерпением и трепетом, с упованием и надеждой.

Главной темой проповеди Иоанна было покаяние (см. Мк. 1:4). Он обличал своих современников во грехах и призывал отвернуться от них, символически смывая эти грехи в водах р. Иордан. И своей пламенной, вдохновенной проповедью Иоанн, буквально, приковывал к себе внимание людей и производил на них поистине неизгладимое впечатление. Это было подлинное духовное пробуждение после длительного духовного сна. Его приходило послушать огромное количество людей, даже из Иерусалима. И это очень о многом говорит. Для того, чтобы понять масштаб этого явления, представьте на минуточку, что сегодня в Низовье Днепра, скажем, в каком-то селе Херсонской области появляется некий странник с таким духовным дерзновением, с таким даром пламенного слова и, как сейчас говорят, харизмой, что к нему толпами едут люди даже из Киева, которых, как жителей столицы, само собой разумеется, сложно чем-либо удивить. И этот духовный подъём, это воодушевление происходило потому, что люди чувствовали и воочию видели, что перед ними тот, кто на самом деле знает Бога, кто на самом деле видит сердца людей и на ком почивает особое Божье помазание.

Иоанн Креститель был выдающимся аскетом и постником. В Евангелии говорится, что пищей ему служили акриды (небольшие насекомые, типа кузнечиков) и дикий мёд. Даже по меркам Ближнего Востока это была достаточно скудная пища.

Также Иоанну Предтече было свойственно такое важное качество как смирение, о котором мы часто с вами говорим. Сравнивая себя со Христом, Иоанн говорил: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1:27). Когда Иоанн вполне осознал, что он уже выполнил свою роль, совершил своё пророческое служение, и когда он понял, что теперь акцент смещается на Самого Мессию, на Христа, то Иоанн сказал: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Т. е. Иоанн Креститель сумел смиренно, без ропота, вовремя отойти в сторону, уйти в тень, уступить дорогу Мессии, и освободить пространство для проповеди Иисуса Христа.

При всём своём очевидном личном аскетизме Иоанн Креститель был также чрезвычайно требовательным и к окружающим его людям. Он призывал их покаяться, радикально изменить свою жизнь. И, что самое важное, он действительно имел на это моральное право, в отличие от многих современных религиозных деятелей, которые научились произносить пламенные проповеди о чистой и непорочной жизни во Христе, но которые не сделали ровным счётом ничего, для того чтобы хоть в чём-то показать людям личный пример. Но Иоанн Креститель искренне верил в то, что он проповедовал, и, главное, вёл жизнь, соответствующую тому, что он возвещал людям, и тому, что он требовал от других людей. И именно в этом заключается его подлинное духовное величие.

Обличительная проповедь Иоанна Крестителя и его призывы к покаянию касались не только простых людей, но даже, как принято говорить, сильных мира сего. Из Евангелия известно, что Иоанн Предтеча безбоязненно обличал самого царя Ирода в незаконной связи с женой его брата, Филиппа. И в результате именно за эти обличения Иоанн поплатился своей жизнью. Что же касается современных реалий, которые часто вызывают справедливые нарекания со стороны общества, то общение современных религиозных лидеров со светской властью ограничивается только взаимными улыбками и обоюдными признаниями в любви.

Нужно иметь недюжинную фантазию, чтобы представить, что сегодня современный, например, священник сможет открыто обличить какого-либо высокопоставленного чиновника за его неправедную жизнь и публично призвать его к покаянию. Это практически нереально вообразить. Но именно это сделал в своё время Иоанн Креститель, когда обличил Ирода в безнравственности. Именно это сделал уже в IV в. его тезка, свт. Иоанн Златоуст, который открыто обличил императрицу Евдоксию в жестокости, за что и был физически уничтожен. Именно это сделал свт. Амвросий Медиоланский в конце IV в., когда отлучил императора Феодосия от причастия за то, что тот подавил восстание в Фессалониках в 390 г. с помощью силы и пролил кровь неповинных людей. Эти люди были подлинными религиозными лидерами и духовными вождями и именно на них всем нам нужно ориентироваться в своей жизни.

Жизнь и пророческое служение Иоанна Крестителя можно сравнить с утренней зарёй, которая предшествовала появлению настоящего Солнца Правда, Иисуса Христа. Жизнь последнего из иудейских пророков была переполнена и настоящим духовным вдохновением, и решительным обличением человеческих недостатков, и очевидным Божьим присутствием, и напряжёнными минутами трагического одиночества и отшельничества, и служением своему народу, и максимально возможным для смертного человека воплощением в своей жизни заповедей Божьих. Иными словами, жизнь св. Иоанна Крестителя – это беспрецедентный и неповторимый пример идеального сочетания уединённо-созерцательной и социально-ориентированной форм служения Богу и людям.

Св. Иоанн Креститель оставался неизменным и непоколебимым в своих убеждениях при любых внешних обстоятельствах: и когда веяли приятные, освежающие ветра человеческого одобрения, и когда буря гнева от царя Ирода разразилась над его головой.

И каждый, кто через вдумчивое и сосредоточенное чтение Евангелия детально ознакомится с выдающейся жизнью и служением этого Божьего посланца, не сможет не согласиться со словами Самого Господа Иисуса Христа, Который, зная подлинное достоинство каждого человека, засвидетельствовал истинное духовное величие св. Иоанна Крестителя следующими словами: «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лк. 7:28).

 

18 января 2015 г.,

Неделя перед Богоявлением,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.