Неделя 19-я по Пятидесятнице. Память апостола Фомы.

Караваджо, "Уверение Фомы". 1600-1602 гг.
Караваджо, "Уверение Фомы". 1600-1602 гг.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры. Сегодня день памяти апостола Фомы, который вошёл в историю, на первый взгляд, с очень неприглядным и несимпатичным титулом – Неверующий. И, как известно из Евангелия от Иоанна, произошло это потому, что апостол Фома не поверил рассказу других учеников Христа о том, что их Господь и Учитель воскрес из мёртвых на третий день после погребения.

Вот как описана эта ситуация в 20-й главе Евангелия от Иоанна: «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:25–28).

И этот всем известный евангельский текст вновь заставляет нас сегодня задуматься о вере и неверии, о том, каким образом вера зарождается в душе человека, почему она иногда оскудевает и какие возможности открывает для человека твёрдая вера в Бога и непреклонное упование на Его промысел. И именно об этом мы с вами сегодня поговорим.

Сразу следует отметить, что тема веры, неверия и маловерия сама по себе неисчерпаема и бесконечна. Но мы с вами обратим наше внимание лишь на наиболее важные и наиболее значимые аспекты поднятой темы.

В ветхозаветной Книге пророка Аввакума сказано: «Душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Итак, мы видим, что вера должна быть незыблемой основой жизни того, кто хочет считать себя праведным человеком. Жить своей верой – это значит находиться в таком состоянии, когда вера в Бога, по сути, играет гораздо большую роль в жизни человека, чем еда и питьё, чем солнечный свет и даже воздух. Мы не должны быть религиозными фанатиками. Упаси Бог. Но именно через призму нашей веры мы должны оценивать окружающие нас и случающиеся с нами события. Именно очами веры мы обязаны научиться видеть во всех и каждом человеке образ Божий. И именно вера в Бога и доверие к Нему, а не сиюминутные цели и устремления, должны стать глубинным мотивом всех наших действий и поступков.

Кроме того, всем нам необходимо запомнить следующую очень важную мысль. Вера не рождается в человеческой душе как ответ на то чудо, с которым столкнулся человек, как многие, к сожалению, думают в наше время. Всё происходит с точностью до наоборот. Только уже существующая в душе человека вера может, условно выражаясь, открыть путь для Божьего всемогущества и впустить в нашу жизнь подлинное чудо. И эта мысль подтверждается многократными свидетельствами из Священного Писания. Очень часто после того, как Христос исцелял человека, Он говорил ему: «Вера твоя спасла тебя» (см. Мк. 5:34, 10:52, Мф. 9:22, Лк. 17:19). Там, где Иисус не находит такой веры, Он попросту не может совершить ни единого чуда: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф. 13:58).

Говоря иными словами, неверие затворяет наши сердца для Бога и не позволяет Богу действовать в нашей жизни. Неверующий человек чуда не увидит. А если и увидит, то он приложит все усилия для того, чтобы попытаться рационально объяснить это сверхъестественное событие какими-то естественными причинами. Но тот, кто уже принял Бога в своё сердце, кто пережил внутреннюю связь через общение с Ним в молитве, тот сможет увидеть Божью руку во всём том, что атеисту кажется таким очевидным, естественным и закономерным.

Если мы зададимся вопросом о том, каким образом вера зарождается в душе человека, то мы должны будем принять тот суровый факт, что вера во Христа – это Божий дар человеку, ничем не обусловленный и ничем не заслуженный. Господь Иисус Христос так и говорит в Своей беседе с иудеями: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44).

Почему так? Потому что Он – Бог, Творец неба и земли, Господин видимого и невидимого миров, и Он не обязан перед нами отчитываться. Вера – это Его свободный дар тому, кого Он посчитал достойным этого великого и бесценного блага. И постичь этот, условно выражаясь, «механизм» нам никогда не удастся. Сам Господь говорит: «Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8–9).

Но значит ли это, что мы совершенно лишены всякой возможности взрастить или же укрепить в себе веру в Бога? Вовсе нет, ибо, как гласят известные слова Послания к Римлянам, «вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Прп. Иоанн Дамаскин в одном из своих творений пишет похожие слова: «Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святого Духа». То есть из этих слов апостола и великого отца Церкви мы видим, что изучение Божьего слова, зафиксированного в Священном Писании и вдохновлённого Духом Святым, может таинственным, непостижимым для нас образом содействовать тому, что вера обретёт место в нашей душе и в нашем сердце, и в результате станет надёжной основой нашей повседневной жизни.

В своём Втором Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:5).Т. е. вера это не просто какой-то одномоментный акт, совершив который можно было бы навсегда расслабиться. Нельзя просто один раз в жизни стать верующим человеком, принять Бога в свою жизнь, воцерковиться, успокоится на этом и почивать на лаврах. Согласно этим словам апостола, если мы хотим, чтобы наша вера была столь же глубокой, осмысленной и эффективной, как у главных библейских героев, то мы должны постоянно себя проверять на то, является ли основой нашей жизни именно «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Если мы действительно христиане, то мы призваны к тому, чтобы постоянно испытывать крепость своей веры. Если мы действительно дети Божьи, то мы обязаны постоянно исследовать самих себя на предмет того, не произошла ли в глубине нашей души измена Богу, не прервалась ли наша внутренняя молитвенная связь с Ним, не иссякла ли наша убеждённость в том, что Он существует, и не испарилось ли незаметно для нас самих наше доверие к Богу как к нашему Небесному Отцу.

И ещё одно. В Послании апостола Павла к Евреям сказано: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Кроме того, в той же главе того же послания сказано о том, что ветхозаветный праведник Енох ещё задолго своей смерти, «прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр. 11:5). Т. е. Енох в недрах своего естества, в глубинах своей души пережил духовное извещение свыше о том, что его жизнь оказалась угодной Богу. И это очень важно подчеркнуть: Енох узнал об этом не после своей смерти, и он узнает об этом не в конце мировой истории на Страшном Суде, а он знал это, ещё находясь в теле, во время своей земной жизни несколько тысяч лет назад.

И поэтому напоследок остаётся пожелать каждому из нас, дорогие братья и сёстры, чтобы серьёзное отношение к нашей вере стало нормой для каждого из нас; чтобы изучение Слова Божьего вело к укреплению нашей веры через получение знаний о том, как Бог действовал на протяжении человеческой истории; и чтобы постоянно проверяя крепость нашей веры мы сделали себя достойными того, чтобы, как и великий праведник Енох, мы ещё прежде нашей кончины получили внутреннее извещение о том, что наша мимолётная земная жизнь несмотря ни на что всё-таки была угодна Богу.

19 октября 2014 г.,

Неделя 19-я по Пятидесятнице,

прот. Андрей Шиманович

 

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.