Приветственное слово

Его Высокопреосвященства,

Архиепископа Кировоградского и Новомиргородского Иоасафа,

на вечере памяти, посвященном 120-летию со дня рождения
протоиерея Георгия Флоровского

Дорогие братья и сестры!

В этом году все жители нашего города, которые не безразличны к историческому, духовному и культурному наследию нашего края, отмечают 120 лет со дня рождения выдающегося сына Елисаветградской земли, одного из наиболее талантливых и многогранных православных мыслителей ХХ века – протоиерея Георгия Флоровского.

Не будет преувеличением сказать, что о. Георгий Флоровский – это один из самых выдающихся уроженцев Елисаветграда за всю историю города. Известность этого чрезвычайно одаренного Богом православного мыслителя вышла далеко за пределы Русской Церкви. Научные достижения о. Георгия являются общепризнанным достоянием Вселенской Православной Церкви, а список его научных степеней впечатляет даже неискушенного в подобных вопросах обывателя. Профессор патрологии в Парижском Православном богословском институте (1926–1937), декан Нью–Йоркской Свято–Владимирской семинарии (1951–1955), член Центрального Комитета Всемирного совета церквей (1948–1961), профессор Гарвардского (с 1956 г.) и Принстонского (с 1964 г.) университетов — вот далеко не полный перечень научных титулов и должностей протоиерея Георгия Флоровского.

Диапазон интеллектуальных интересов Флоровского чрезвычайно масштабен. Обладая поистине энциклопедической эрудицией, он создал труды по классической филологии, логике и гносеологии, теории и методологии исторического знания, византологии и славистике, по истории христианской доктрины, русской философской мысли и культуры.

Наследие о. Георгия, которое насчитывает 14 томов, уникально и бесценно. Вклад Флоровского в современное богословие невозможно переоценить. Его перу принадлежат работы, ставшие классическими и хрестоматийными в своей отрасли. Книга «Пути русского богословия», вышедшая из-под пера этого выдающегося уроженца нашего края, – это достойный плод его огромной эрудиции, отражающий церковно-историческое мировоззрение о. Георгия. В наше время эта работа Флоровского является настоящим справочником по истории духовной культуры Руси, а два тома его работы об отцах и учителях Церкви IV в., а также V-VIII вв., стали классикой современной патрологии.

В своей эпохальной историософской работе «Пути русского богословия» о. Георгий Флоровский дал взвешенную, непредвзятую и объективную оценку длительному процессу развития русской религиозной мысли и духовного образования на просторах исторической Руси. Этот труд красноречиво свидетельствует об интеллектуальной честности автора, который раскрывает перед читателем не только несомненные успехи и выдающиеся достижения в сфере духовного образования, но и те сложности, с которыми сталкивались многие духовные школы в процессе своего становления.

Будучи блестящим знатоком бессмертных творений древних отцов Церкви, о. Георгий Флоровский призывал к творческому переосмыслению святоотеческого наследия для его более успешной адаптации и применения в современных реалиях. Как писал протопресвитер Александр Шмеман, о. Георгий Флоровский «избрал краеугольным камнем православного богословского возрождения не ту или иную традицию философии Нового времени, но Священное Предание Церкви. Он звал «возвратиться к Отцам», Отцам Вселенской Церкви – к тому «священному эллинизму», который, по его выражению, есть вечная и неувядающая категория исторического Православия».

О своей любви к творениям древних святых отцов сам о. Георгий писал следующие слова: «Изучение русского прошлого привело меня и укрепило в том убеждении, что православный богослов в наши дни только в святоотеческом предании может найти для себя верное мерило и живой источник созидательного вдохновения. …Все подлинные достижения русского богословия всегда были связаны с творческим возвращением к святоотеческим истокам».

Сегодня эти слова и мысли великого богослова актуальны, как никогда. В большей или меньшей степени, но все мы до сих пор пожинаем горькие плоды богоборческого режима, господствовавшего на наших родных землях в течение семи десятилетий. В этот печальный период истории нашего Отечества была прервана тысячелетняя духовная традиция русского народа, а положение Церкви в СССР, используя ветхозаветные категории, можно было бы без колебаний назвать периодом семидесятилетнего «вавилонского плена».

Однако милостью Божией сегодня на наших глазах происходит возрождение духовных школ, восстановление храмов и монастырей, осуществляется духовное просвещение наших сограждан, ведется активная катехизаторская и миссионерская деятельность, а также работа с молодёжью. И в связи с этим мысли о. Георгия о построении всей совокупности церковной жизни на основе наследия святых отцов сегодня звучат особенно актуально. Ибо именно святоотеческое восприятие Божественного Откровения может и должно стать той основой, тем главнейшим критерием, с помощью которого каждый человек сегодня сможет отделить зерна истины от плевел различных лжеучений и плодов околоцерковного мифотворчества.

Работы о. Георгия, касающиеся экклезиологической проблематики, дали новый импульс к развитию данной сферы богословия. Будучи последовательным сторонником возврата к Священному Преданию древней неразделенной Церкви, о. Георгий сделал неоценимый вклад в межконфессиональный диалог. По словам известного историка-слависта и жизнеописателя о. Георгия Эндрю Блейна («Жизнеописание отца Георгия»), миссионерская активность будущего о. Георгия, а тогда ещё Георгия Васильевича Флоровского, была засвидетельствована его участием в таких инициативах как «Коллоквиум Бердяева», возникший в 1926 г., Русское студенческое христианское движение (РСХД), Братство свв. Сергия и Албания, многочисленные конференции, встречи и симпозиумы, а чуть позже – Всемирный совет церквей.

Кроме всего прочего о. Георгий Флоровский известен как принципиальный сторонник религиозной грамотности и образованности всех без исключения членов Церкви Христовой. Неосведомленность в фундаментальных религиозных понятиях он считал не просто признаком индифферентности и безразличия к своей вере, но, ни больше, ни меньше, смертным грехом. Он писал: «Наступает время, и уже наступило, когда богословское молчание или замешательство… становятся равнозначными измене и бегству от врага. Молчанием можно соблазнить собеседника не меньше, чем торопливым и нечётким ответом. …Настало время, когда уклончивость от богословского знания и ведения становится смертным грехом, признаком самодовольства и нелюбви, печатью малодушия и лукавства».

Как правящий архиерей Кировоградской епархии выражаю искреннюю благодарность руководству и сотрудникам Кировоградского областного краеведческого музея за организацию этого вечера, который является деятельным выражением нашей исторической памяти о выдающемся уроженце Елисаветградской земли. Также благодарю всех представителей местной интеллигенции, СМИ, а также всех тех, кто небезразличен к нашему великому прошлому, и кто принял участие в вечере памяти протоиерея Георгия Флоровского. Пусть благословение Господне пребудет со всеми вами.

 

Архиепископ Кировоградский и Новомиргородский

ИОАСАФ

Все ваши вопросы и пожелания, касающиеся деятельности Миссионерского отдела Кировоградской епархии, Вы можете отправить по электронной почте, указав Ваше имя и Email:

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.